Во всех ДОУ с продолжительностью пребывания детей более 3,5 часов организовано горячее питание воспитанников, предусматривающее такое количество приемов пищи и их периодичность, чтобы длительность промежутков между отдельными приемами пищи не превышала 3,5 – 4 часов.
Дети, посещающие ДОУ, основную часть суточного рациона питания (не менее 70%) получают именно в этих учреждениях. Поэтому организация питания в ДОУ предусматривает обеспечение детей большей частью необходимых им энергии и пищевых веществ.
Возраст | Белков, г | Жиров, г | Углеводов, г | Энергетическая ценность, ккал | ||
всего | в т.ч. | Всего | в т.ч. | |||
1-3 лет | 53 | 37 | 53 | 18 | 212 | 1540 |
3-7 лет | 68 | 44 | 68 | 23 | 272 | 1970 |
Нормы физиологических потребностей детей дошкольного возраста в основных витаминах (в сутки).
Возраст | Витамины, в мг | |||||||||
В1 | В2 | РР | В6 | В12 | BС | А | D | Е | С | |
1-3 года | 0,8 | 0,9 | 10 | 0,9 | 0,001 | 0,1 | 0,45 | 0,01 | 5 | 45 |
3-7 лет | 0,9 | 1,0 | 11 | 1,3 | 0,0015 | 0,2 | 0,5 | 0,0025 | 7 | 50 |
Нормы физиологических потребностей детей дошкольного возраста в основных минеральных веществах.
Возраст | Минеральные вещества, в мг | |||||
Кальций | Фосфор[1] | Магний | Железо | Цинк | Йод | |
1-3 года | 800 | 800 | 150 | 10 | 5 | 0,06 |
3-7 лет | 900 | 1350 | 200 | 10 | 8 | 0,07 |
Безопасные уровни потребления микроэлементов детьми дошкольного возраста.
Возраст | Микроэлементы, в мг | ||||
Медь | Марганец | Фтор | Хром | Молибден | |
1-3 года | 0,7-1,0 | 1,0-1,5 | 0,5-1,5 | 0,02-0,08 | 0,025-0,05 |
3-7 лет | 1,0-1,5 | 1,5-2,0 | 1,0-2,5 | 0,03-0,12 | 0,03-0,075 |
Примерная масса порций для детей дошкольного возраста.
Блюда и кулинарные изделия | Возраст детей | |
1-3 года | 3[2]-6 лет | |
Салаты | 30-50 | 40-60 |
Каша, овощное блюдо | 150 | 180-200 |
Супы | 150-200 | 180-250 |
Порционные мясные, рыбные, творожные, крупяные, яичные блюда, колбасные изделия | 60-70 | 70-80 |
Гарниры | 85-150 | 100-200 |
Напитки (объем порции, мл) | 150 | 180-200 |
Свежие фрукты | 50-100 | 100-150 |
Кондитерские изделия (мучные, сахарные) | 20 | 20 |
Булочные и мучные кулинарные изделия | 40-60 | 50-70 |
Хлеб (масса одного кусочка) | 20 | 20 |
Хлеб (на весь день): – пшеничный – ржаной |
70 30 |
110 60 |
Организация горячего питания предполагает обязательное использование в каждый прием пищи горячих блюд и кулинарных изделий, в том числе первых блюд и горячих напитков. Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне ДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе.
Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит этот период. Часто в это время у детей снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.
Перед поступлением ребенка в детский сад родителям рекомендуется приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского коллектива, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учреждении, особенно если дома он их не получал.
В первые дни пребывания в коллективе нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если ребенок не умеет или не хочет есть самостоятельно, первое время воспитатели кормят его, иногда даже после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это еще больше усилит отрицательное отношение к коллективу.
[1] Оптимальное соотношение между содержанием в рационе питания детей солей кальция и фосфора – не ниже 1,2:1
[2] С возраста 3 года и 1 месяц (по состоянию на 1 сентября).